21-й встречный (magiahead) wrote,
21-й встречный
magiahead

Categories:

Человеко-транспортный интерфейс. Валидаторы

Когда валидаторы были большими, у них были лампочки для индикации успешной валидации билета, однострочный текстовый дисплей, щель для билетов с магнитной полосой и большая чёрная на жёлтом фоне мишень для прикладывания смарт-карт. С ними у пассажиров были некоторые сложности: некоторые пытались запихнуть смарт-карту в щель для магнитных билетов, информация о билете на дисплее быстро менялась и её было сложно прочитать, лампочки часто перегорали и было сложно определить, успешно ли считался билет. Но поскольку эти валидаторы в большинстве случаев использовались Мосгортрансом совместно с турникетом, большой проблемы последний пункт не доставлял: даже если лампочки на самом валидаторе не работали, на турникете были дополнительные лампочки и реле, которое щёлкает при открытии турникета. Впрочем на мосгортрансовских Фиатах малой вместимости, где валидатор использовался без турникета, да ещё и висел лицом к водителю, но боком к входящему пассажиру, были случаи некорректного считывания билетов и конфликтов пассажиров с контролёрами.

В конце 2015 года билеты с магнитной полосой на наземном транспорте были отменены (в метро это произошло ещё раньше, в 2008 году) и начался ввод в действие новой модели коммерческих перевозок, подразумевающей обслуживание частными перевозчиками маршрутов по регулируемым тарифам, на которых действуют все городские билеты. Частные перевозчики, а затем и Мосгортранс, стали закупать валидаторы нового образца: с большим графическим дисплеем и без возможности приёма билетов с магнитной полосой. Установку турникетов в автобусах частных перевозчиков сделали необязательной, начался постепенный отказ от турникетов на трамвайных маршрутах Мосгортранса, поэтому в правилах пользования наземным транспортом в Москве пассажиру вменили в обязанность убедиться в успешной валидации билета.



Валидаторы старого и нового образца

Интерфейс новых валидаторов в чём-то стал лучше, но в то же время сохранились некоторые старые недостатки и добавились новые. Из положительных сторон можно отметить хорошо видимую индикацию успешной валидации билета в форме большой зелёной галки (с выводом информации о билете: срок действия, остаток денег/поездок) и индикацию неуспешной валидации в форме большого красного креста (с информацией о конкретной ошибке). На недостатках и путях их решения остановлюсь подробнее.

1. Недостаток. На экране приглашения на дисплее отображается логотип Мосгортранса, даже в автобусах частных перевозчиков, что вводит пассажиров в заблуждение.
Решение. Для приведения всех перевозчиков к единым стандартам транспортного обслуживания нужно заменить логотип Мосгортранса на логотип наземного транспорта из линейки логотипов "Московского транспорта".

2. Недостаток. На экране приглашения на дисплее отображается надпись "ПРИЛОЖИТЕ КАРТУ", при этом мишень для прикладывания карты находится под дисплеем и она обозначена гораздо менее очевидным знаком, чем на валидаторах старого образца. В результате часть пассажиров прикладывает карту к дисплею (к самой надписи "ПРИЛОЖИТЕ КАРТУ" или к логотипу), билет у них не считывается, пассажирам или водителю приходится им подсказывать, а посадка через одну дверь задерживается.
Решение. Разместить надпись "ПРИЛОЖИТЕ КАРТУ" в одной строке, под ней разместить стрелку, указывающую вниз на мишень.

3. Недостаток. На части валидаторов часть сообщений переведена на английский.
Решение. Для удобства иностранных туристов в целом и в свете грядущего чемпионата по футболу нужно отображать на русском и английском языках все сообщения на экранах успешного/неуспешного чтения билета и на экране режима информирования. На экране приглашения добавить строку "TAP CARD" с меньшей яркостью над строкой "ПРИЛОЖИТЕ КАРТУ".


Существующий и предлагаемый дизайн экрана приглашения

4. Недостаток. При поднесении карты во время отображения индикации успешного считывания билета на предыдущей поднесённой карте на дисплее меняется только информация о сроке окончания действия билета либо остатке денег/поездок на билете. Поэтому пассажиры не понимают, отображается ли информация о текущей поднесённой карте или всё ещё о предыдущей, а текущая карта пока не была считана. Многие пассажиры, которые хотят убедиться в успешности валидации билета, ждут появления экрана приглашения и только после этого прикладывают карту, в результате посадка через одну дверь задерживается.
Решение. Гасить экран примерно на 50-80 мс (подобрать экспериментально) перед отображением индикации успешности/неуспешности валидации билета на последней поднесённой карте. При успешной валидации – включать звуковой сигнал низкой частоты длительностью примерно 150-200 мс одновременно со световой индикацией зелёного цвета. При неуспешной валидации – включать звуковой сигнал длительностью 500-600 мс высокой частоты одновременно со световой индикацией красного цвета.

5. Недостаток. Некоторые пассажиры прикладывают к валидатору сумку с билетом и не видят индикацию на дисплее. Некоторые пассажиры при отсутствии турникета прикладывают билет к валидатору не глядя и проходят в салон, даже если билет не считался. При этом не все валидаторы при неуспешном считывании билета издают звуковой сигнал.
Решение. Добавить звуковой сигнал успешной и неуспешной валидации, как описано выше. Убедиться, что звуковой сигнал издаётся при всех ошибках считывания билета.

6. Замечание. Нет индикации низкого баланса на билете (менее 2 дней до окончания действия безлимитного билета, менее 2 поездок на поездочном билете, менее 2 величин тарифа на наземный транспорт по "электронному кошельку"), а она была бы полезной
Решение. При низком балансе отображать срок действия, остаток поездок/денег жёлтым цветом вместо белого, удвоить длительность звукового сигнала при успешной валидации билета.

Все предлагаемые улучшения позволят повысить качество основного пассажирского сервиса – непосредственно перевозки пассажиров, поэтому нет ни одной причины не реализовывать эти улучшения :)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments